Эдисон был прав: переходная фаза между бодрствованием и сном способствует творческим решениям и вспышкам вдохновения. Великий изобретатель специально находился в этом полусонном состоянии, держа в руке деревянные шарики. Как только Эдисон начинал засыпать, эти шарики падали будили его, до того как забылось вдохновение полусна.
Команда Селии Лако из Сорбонны изучала в ходе эксперимента с примерно сотней участников, может ли этот гипнагогический полусон способствовать развитию творческих идей и помогать в решении проблем. Испытуемым давали серии чисел, в которых отсутствовала последняя запись. Они должны были определить, какое число совпало, применяя за несколько этапов вычислений два правила. Однако участники не знали, что существует скрытое правило, которое позволяет сократить серию необходимых операций и гораздо быстрее найти решение. Этот путь стал доступен только благодаря дивергентному мышлению - творческому озарению, выходящему за рамки заранее определенных путей решения.
Испытуемым разрешили во время 20-минутного перерыва после завершения 30 серий чисел удобно расположиться в кресле и закрыть глаза. Ученые регистрировали при этом мозговые волны, напряжение мышц и движения глаз, что позволило определить, бодрствует ли человек, находится ли он в 1-й (поверхностной) фазе сна или уже во 2-й (более глубокой). После перерыва значительно больше участников испытали своего рода момент "эврики", когда они внезапно увидели скрытое правило, и время, необходимое для решения задач, резко сократилось. Однако те, кто во время перерыва провел хотя бы короткое время в 1-й фазе сна, почти в трое чаще приходили к решению, чем те, кто вообще не спал.
Следовательно, во время засыпания действительно существует особо творческая фаза. Однако, чтобы достичь этой точки, необходимо соблюдать точный баланс между бодрствованием и слишком глубоким сном, погружение в который снова стирает творческое вдохновение. Для проверки метода Эдисона с шариками испытуемым перед сном давали в руки тяжелый предмет, например бутылку, и наблюдали, в какой момент те его отпускали. Оказалось, что во время или после творческой фазы бутылка не падает. Две трети испытуемых показали, что резкое пробуждение от испуга лучше удерживает в памяти эпизоды гипнагогических сновидений, а без этого "будильника" их запомнили только 22 %.
По мнению Лако и ее команды, во время сна действительно существует фаза, когда в наш мозг легче приходят креативные решения.