Илон Маск – живое воплощение твиттер-ленты – стремительной смеси шуток, аргументов и идей. Хаос является частью привлекательности. Пытаться применить финансовые нормы к предложенному им поглощению Твиттера бессмысленно. Но если Маск и не купит Твиттер, поднятая им волна изменит эту соцсеть навсегда, уверена зам главреда Financial Times Элен Мур.
В течение пары недель Маск сообщил о покупке крупнейшей доли в Твиттере, согласился войти в его совет директоров, отменил это решение и подал заявку на приватизацию компании. Успех его заявки на $43 млрд зависит от финансирования, конкурентов и руководителей, а кроме того – от поддержания интереса самого Маска. Каким бы ни был результат, Твиттер изменится.
Даже активные пользователи Твиттера признают, что платформа не впечатляет. Основанная в 2006 году, через два года после Фейсбука, она не смогла угнаться за своим гигантским конкурентом. Несмотря на то, что им пользуются некоторые из самых известных и влиятельных людей в мире, рост числа пользователей и доходов от рекламы сравнительно вялый. Цена акций выросла всего на 77% с момента листинга девять лет назад. Родительская компания Фейсбука Мета выросла в 4 раза.
Отчасти это связано с тем, что Твиттер не считается особенно забавным местом. Это отличный способ просмотреть новости и найти мнения, но он показывает пользователям мешанину информации, которая может быть утомительной. Настоящая больная тема – умеренность Твиттера. Некоторые пользователи страстно проповедуют, что это слишком ограничительно. Другие – что это слишком слабо. Обе стороны утверждают, что это разрушает Твиттер.
Платформы соцсетей, такие как Твиттер и Фейсбук, потратили годы, пытаясь сбалансировать идею свободы слова с реальностью опасного и жестокого контента, который вредит пользователям и отпугивает рекламодателей. Кто хочет рисковать дорогостоящей рекламной кампанией и тщательно подобранным брендом, появляющимся вместе с оскорбительными сообщениями?
Как написал в Твиттере бывший исполнительный директор Реддита Ишан Вонг, единого мнения о том, что означает свобода слова, нет. Модерация – это тяжело. Вот почему Фейсбук хочет, чтобы законодатели сделали за него работу и разработали правила, определяющие, что представляет собой вредоносный онлайн-контент.
Возможно, ответ кроется в магии алгоритмов. В промежутках между шутками об удалении из названия «Твиттер» буквы «в» и звонком в компанию Titter Маск высказался за радикальные изменения в работе Твиттера. Он предлагает открыть исходный код алгоритма, который отвечает за видимость твитов в лентах пользователей. Теоретически это позволит пользователям понять, как принимаются решения о контенте. Это может даже позволить разработчикам создавать свои собственные алгоритмы. Затем пользователи могут выбрать (и оплатить) алгоритм, который, например, курирует технические новости. Или тот, который продвигает только цитируемые исследования и источники из первых рук.
Идея – в том, что это сделает Твиттер более привлекательным для пользователей и разрешит ожесточенные споры по поводу модерации. В Твиттер можно будет загрузить что угодно, а пользователи будут сами делать свою модерацию и видеть нужный им контент в алгоритме, который выберут.
Соучредитель Твиттера Джек Дорси также верит в то, что пользователям нужно дать больше контроля. В 2019 году он запустил Bluesky, чтобы посмотреть, как могут работать децентрализованные соцсети. Bluesky рассматривает Твиттер как приложение, основанное на новом открытом стандарте. Это признак того, насколько серьезно Твиттер относится к идее о том, что Параг Агравал руководил Bluesky до того, как стал исполнительным директором Твиттера.
У этой идеи есть довольно серьезные недостатки. Твиттеру придется хорошо подумать, прежде чем передавать свои данные. Если бы он больше не контролировал алгоритмы, продолжал бы он получать доходы от рекламы? Или он позволит разработчикам взимать плату за подписку, а затем попытается получить часть этой платы?
Натан Башез, соучредитель медиа-стартапа Every и еще один поклонник открытого исходного кода, сделал хорошее замечание, которое стоит помнить ярым поклонникам Твиттера. Большинство аккаунтов принадлежат случайным пользователям. Они могут не интересоваться конкретными алгоритмами. И разработчики могут не спешить с их созданием.
Подписки вряд ли заменят $4,5 млрд доходов от рекламы, которые Твиттер получил в прошлом году. Уже существует пилотная программа подписки под названием Твиттер Blue, которая предлагает дополнительные функции за $2,99 в месяц. По словам компании, этот денежный поток остается «очень маленьким».
Тем не менее, интерес Маска к Твиттеру привлек внимание всего мира к компании таким образом, что руководителям сложно заявить, что ничего нельзя улучшить. То, как работает бизнес, и опыт его пользователей – это то, что нужно.
Маск поставил перед собой высокие цели. «Цивилизационный риск тем меньше, чем больше мы можем повысить доверие к Твиттеру как к публичной платформе», – сказал он в интервью на конференции TED в Ванкувере на прошлой неделе. Как правление Твиттер может возражать против этого?