В определенных случаях демонстрация богатства может быть преимуществом. Но, как показывает ряд исследований, делать это стоит не всегда. В совместной работае больше ценится скромность, о чем свидетельствуют результаты шести экспериментов с участием более 2800 испытуемых.
Команда маркетолога Шалены Срна из Мичиганского университета в Энн-Арборе подбирала участников эксперимента через Интернет и в нескольких университетах. Сначала им предлагались вымышленные сценарии, например, дилемма заключенного, классический эксперимент из теории игр, в котором два человека должны, не советуясь, решить, стрелять в другого ради собственной выгоды или нет. Испытуемые предпочли не сотрудничать с теми игроками, кто демонстрировал высокий статус.
В другом эксперименте участников попросили отобрать людей для своего сообщества на основе их профилей в социальных сетях, где были посты как о милых животных, так и о брендовой одежде или дорогостоящих путешествиях. Обозначавщие в профиле высокий статус считались более корыстными, и их реже рекомендовали принимать в группу. Однако в условиях конкуренции статусные символы давали преимущество: таких игроков выбирали чаще.
В следующем эксперименте испытуемые должны были продумать собственный профиль в социальных сетях с целью стать членом группы. Стремившиеся показать себя надежными игроками реже выбирали одежду класса люкс, например, Prada или Gucci, сообщает Шалена Срна: "Люди не просто ведут себя стратегически, когда требуется обозначить статус". Чтобы убедить других в своих качествах командного игрока, они предпочитают обойтись без демонстрации своего богатства.
Самореклама — это "трудное балансирование", — заключает маркетолог. Размещение фотографий дорогих поездок в соцсети может произвести впечатление, например, при знакомстве. "Но это может также стать сигналом для потенциальных друзей или будущих работодателей, что вы, вероятно, не думаете о потребностях других людей".