Команда Джея Пуджары из Института информационных наук учит искусственный интеллект проводить творческие аналогии, используя древнюю форму искусства... басни. Исследователи пытаются привнести в системы ИИ тот же уровень мышления, что и у людей.
Однако доминирующая концепция ИИ — это машинное обучение, которое основывается на применении существующих знаний к новым ситуациям. Эта система не может поддерживать аналоговые рассуждения, которые объединяют различные понятия, тем самым позволяя извлекать смысл из факторов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и выявлять связи не на основе внешнего вида, а творчески связывать существующие и новые сценарии.
Команда Пуджары экспериментировала с различными методами обучения ИИ пониманию аналогий, присутствующих в баснях Эзопа — сборнике простых коротких историй с моралью. Используя методы НЛП-обработки естественного языка, ученые проанализировали басни, чтобы создать пары на основе сходства присутствующих в тексте слов и значений.
Во всех баснях есть мораль, которая часто бывает одинаковой в разных историях. Значит, в них присутствует смысловое значение, сильно отличающееся от поверхностной формы басни, и люди видят эти связи. Так, в истории о лисе, которая ворует, и купце, который копит деньги, просматривается тема жадности. Системам искусственного интеллекта эти аналогии выявить трудно.
Команда успешно каталогизировала различные способы, с помощью которых у людей возникают аналогии. Кроме того, исследователям пришлось тесно взаимодействовать друг с другом при определении аналоговых пар, Выяснилось, что не все явления были полностью исследованы в этой работе, например, влияние личного опыта на задачи аналогового рассуждения. Они варьируются от человека к человеку, поскольку каждый обладает уникальной совокупностью знаний и навыков.
Данное исследование предлагает многообещающее начало для разработки искусственного интеллекта с возможностями аналогового мышления. Полезность такой технологии ИИ выходит далеко за рамки коротких рассказов - потенциально она может улучшить всё, от образования и государственной политики до искусства и городского дизайна.