Команда Стивена Малина изучала, в какой степени хронотип человека влияет на обмен жиров и сахара, а значит, косвенно на риск развития ожирения, диабета II типа, болезней сердечно-сосудистой системы. В эксперименте принял участие 51 человек, причем «жаворонков» и «сов» было поровну. Все участники были здоровы, вели довольно неактивный образ жизни и имели слегка увеличенный индекс массы тела.
Используя образцы крови и измерения дыхательных газов, ученые определили окисление жира в состоянии покоя, а также уровень инсулина и глюкозы у всех испытуемых, как натощак, так и после стандартного приема сахара. Затем участники выполнили несколько 15-минутных тестов на беговой дорожке, анализировавших их метаболизм при средней и максимальной нагрузке.
Результаты показали, что даже в состоянии покоя скорость сжигания жира у «жаворонков» была выше, чем у «сов», что сохранялось и при физической нагрузке. Ранний хронотип поддерживал более высокое окисление жира, независимо от частоты пульса, субъективно воспринимаемой нагрузки, поглощения кислорода, энергозатрат во время тестирования с физической нагрузкой и процента жира в организме.
Это говорит о том, что у «жаворонков» больше жира для производства энергии, чем у «сов», особенно во время физических нагрузок, а последние больше используют углеводы как источник энергии. Параллельно ученые обнаружили разницу в чувствительности к инсулину: организму «сов» требовалось больше инсулина для регулирования в крови уровня глюкозы, а их клетки хуже реагировали на этот гормон:
Эти отличия метаболизма «жаворонков» и «сов» демонстрируют, что циркадный ритм наших внутренних часов влияет и на то, как наш организм справляется с жиром и инсулином. По-видимому, хронотип связан с характерными изменениями в метаболизме. Это может влиять и на наше здоровье.
Например, меньшее сжигание жира может привести к его большему отложению на органах и циркуляции в крови, что повышает вероятность болезней сердца и сосудов, а снижение чувствительности к инсулину в сочетании с уменьшением сжигания жира увеличивает риск диабета II типа. Однако до сих пор неясно, какие механизмы лежат в основе этого влияния хронотипа на метаболизм. Требуются дополнительное изученияе связей циркадных ритмов, физической активности и метаболической адаптации.