Женщины сопереживают другим и угадывают их чувства и мысли лучше, чем мужчины. В поисках универсальных гендерных различий в эмпатии исследователи команды Дэвида Гринберга из Кембриджского университета провели международное исследование с участием более 300 000 16-70-летних жителей 57 стран.
Для выяснения, насколько хорошо человек может поставить себя на место другого, существует Eyes-тест. Испытуемым дается 36 изображений областей глаз человека. Они должны решить, какое из четырех соседних слов лучше всего описывает то, о чем думает или что чувствует человек на картинке. Во всех 57 странах женщины показали значительно лучшие результаты, чем мужчины.
Гендерные различия сохранялись в каждой из изучаемых возрастных групп, при этом исследователи отметили в 20 лет пик результативности теста как у мужчин, так и у женщин. В более зрелом возрасте — у женщин с 50, а у мужчин с 58 лет — этот уровень медленно снижается, что говорит о гормональном влиянии на показатель эмпатии.
Однако не только возраст, но и происхождение участников повлияло на их тестовый балл: среднее преимущество женщин в тесте уменьшается в более развитых странах. Это совпадает с результатами предыдущих исследований, согласно которым люди с низким социальным статусом больше заботятся о мыслях и чувствах других.
Исследователи не могут полностью объяснить на основе собранных данных, почему женщины кажутся более эмпатичными, чем мужчины. Но у них есть несколько гипотез, включающих как биологические, так и социальные факторы. Например, в прошлом исследовании было замечено, что с более низкими оценками по Eyes-тесту связан более высокий уровень (пренатальный) тестостерона, которого у мужчин больше, чем у женщин.
Виновниками могут быть и социальные факторы, такие как различные ролевые ожидания: классический образ женщины предполагает эмоциональное поведение, а образ мужчины — рациональное, поэтому дети могут стремиться им соответствовать. Поэтому Гринберг и его команда предполагают, что ранние половые различия обусловлены биологическими, но поддерживаются или усиливаются социальными факторами.