Человекообразные обезьяны вращаются с той же скоростью (примерно 1,5 оборота в секунду), что и люди: профессиональные танцоры и артисты или дервиши, которые достигают духовного транса с помощью ритуальных танцев, что может дать представление о том, как древние люди искали способы изменения сознания.
Адриано Ламейра (Уорикский университет) обнаружил возможный ключ к эволюционному происхождению этого поведения, проанализировав месте с Маркусом Перлманом из Бирмингемского университета 40 роликов, на которых крутятся гориллы, шимпанзе, бонобо и орангутаны. При этом приматы часто используют веревки или лианы, а под конец у них заметно кружится голова. Исследователи сравнили эти ролики с видеозаписями, где крутятся люди, и нашли объяснение такому поведению:
Человеческая особенность искать измененные состояния настолько исторически и культурно универсальна, что существует любопытная вероятность того, что мы унаследовали ее от наших эволюционных предков.
Вращение приводит к изменению нашего сознания, к нарушению реакций тела и разума и координации, заставляя нас чувствовать головокружение или возбуждение, как у детей, катающихся на каруселях. Для древних предков человека это могло быть способом достичь иных состояний сознания без дополнительных вспомогательных средств. Если обезьяны жаждут головокружения, то вполне вероятно, что и наши предки это делали.
Пока исследователи лишь строят догадки о причинах такого поведения, находя его связь со здоровьем психики, ведь приматы из видео в основном жили в неволе и, возможно, от скуки пытались как-то стимулировать свои чувства. Однако в двух роликах дикие гориллы тоже демонстрировали такое поведение. Ученые предполагают, что это может быть такой же игрой, как у детей на игровой площадке.
Вращение могло открыть возможность кратковременного изменения сенсорного восприятия уже на ранних этапах развития человека. Вероятно, подобное поведение улучшило также нервную систему и мышцы нашего последнего общего предка, расширив диапазон его действий. Представленные в работе данные подтверждают вероятность того, что самопроизвольно измененные психические состояния наших предков могли формировать аспекты поведения и познания современного человека, а также регуляцию настроения и психического здоровья.