Хотя менеджеры, как правило, ценят сотрудников, которых считают лояльными, новое исследование показывает, что они также склонны эксплуатировать лояльных работников, назначая неоплачиваемую работу или дополнительные задачи.
Исследователи отмечают, что эти менеджеры не обязательно плохие. Некоторые могут быть невнимательны и не понимать этические результаты своих решений. Тем не менее, это слабое утешение для преданных своему делу работников, которым приходится платить за свою лояльность чрезмерной нагрузкой.
«Компаниям нужны лояльные работники, и существует множество исследований, показывающих, что лояльные работники приносят компаниям всевозможные положительные преимущества», говорит ведущий автор Мэтью Стэнли, научный сотрудник Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюка в США. «Но похоже, что менеджеры склонны нацеливать их на эксплуататорские методы».
Стэнли и его коллеги набрали около 1400 менеджеров через интернет для участия в исследовании, в котором менеджерам были представлены различные сценарии с вымышленным 29-летним сотрудником по имени Джон.
Менеджерам сказали, что Джон работает в компании, которая пытается сократить расходы. С этой целью менеджеры оценили свою готовность назначать Джону дополнительные часы и обязанности без дополнительной оплаты.
Они постоянно давали Джону больше работы, если у него была репутация лояльного, как показало исследование, независимо от того, как еще исследователи сформулировали сценарий.
После того, как менеджеры прочитали рекомендательные письма, подчеркивающие лояльность Джона, их готовность поручать ему неоплачиваемый труд выросла.
Письма, восхваляющие Джона за другие положительные качества, такие как честность или справедливость, не имели такого же эффекта.
Кроме того, исследование показало, что принятие Джоном этой работы может еще больше усилить отношение к нему со стороны менеджеров. Когда менеджеры читали описания Джона как человека, готового к дополнительным часам и обязанностям, они оценили его как более лояльного, чем альтернативных Джонов с репутацией отказа от дополнительной работы.
«Это порочный круг», говорит Стэнли. «Лояльных работников, как правило, выбирают для эксплуатации. А затем, когда они делают что-то эксплуатирующее, их репутация лояльных работников повышается, что увеличивает вероятность того, что их выберут в будущем».
Исследователи признают, что некоторые случаи эксплуатации более очевидны, чем другие, и можно утверждать, что необязательная работа не является эксплуататорской, если менеджеры просто просят рабочих делать это, а не требуют.
Но, учитывая динамику власти между работниками и менеджерами, которые могут контролировать доступ к жизненно важным ресурсам, таким как зарплата или медицинское страхование для своих работников, предыдущие исследования показывают: работники часто чувствуют невозможность безопасного отклонения просьбы о дополнительной работе без оплаты.
Со своей стороны, менеджеры, кажется, воспринимают это как нормальное явление, как показало исследование, при этом дополнительная работа, естественно, достается более лояльным сотрудникам в зависимости от их лояльности.
Исследователи отмечают, что некоторые менеджеры могут быть менее злонамеренными, чем кажется. Хотя это не оправдывает плохого обращения, склонность менеджеров эксплуатировать лояльных работников может быть, по крайней мере частично, результатом «этической слепоты» или незнания несправедливости их поведения.
«Большинство людей хотят быть хорошими», говорит Стэнли. «Тем не менее, они с удивительной частотой совершают нарушения в своей повседневной жизни. Во многом это связано с этической слепотой, когда люди не видят, как то, что они делают, несовместимо с теми принципами или ценностями, которые они склонны исповедовать».
Исследователи предполагают, что в этом случае одним из способов уменьшить эксплуатацию может быть повышение осведомленности об этом явлении среди менеджеров, чтобы помочь им увидеть свои этические слепые пятна.
Исследователи также предупреждают, что лояльность не обязательно является негативной, и работники не всегда должны избегать выхода за рамки служебного долга.
«Я не хочу предполагать, что смысл в том, чтобы никому не быть лояльным, потому что это просто ведет к катастрофе», говорит Стэнли. «Мы ценим лояльных людей. Мы думаем о них с положительной точки зрения. Их часто награждают. Это не только отрицательная сторона. Это действительно сложно».