Когда мы находимся в состоянии стресса, у нас часто возникает тяга к сладостям и нездоровой пище. Но почему?
Команда Кенни Чи Кин Ипа выяснила это, изучив, как меняется пищевое поведение мышей при хроническом стрессе и какие области мозга становятся активными. Грызунам давали любое количество обычной или высококалорийной пищи; в качестве стрессового фактора их каждый день помещали на час в клетку с холодной водой вместо подстилки.
Животные, подвергшиеся стрессу, съедали значительно больше высококалорийной пищи и набирали вдвое больше веса, чем остальные сородичи на той же диете. Аналогичные результаты дал и второй тест, в котором испытуемые, кроме жирной еды, получали неограниченное количество подслащенной воды вместо обычной. Однако, если при стрессе мышам давали только нормальную пищу, их аппетит увеличивался меньше.
Ведущий автор исследования Герберт Херцог объясняет, что стресс усиливает не просто голод, а именно желание получить сладкую, сытную пищу. Такое поведение напоминает стрессовое питание у людей: нас тоже чаще тянет к нездоровой пище или сладостям. Как выяснила команда, решающую роль в этом играет определенная область мозга - латеральная уздечка в промежуточном мозге, образующая тесную связь между таламусом и шишковидной железой.
Обычно она участвует в ослаблении системы вознаграждения и предотвращает переедание. Но у мышей в состоянии стресса отсутствовал сигнал подавления, а система вознаграждения поддерживала жадность, заставлявшую их удовлетворять тягу к сладкому и жирному: мыши просто продолжали есть и переставали реагировать на регулирующие сигналы сытости.
Детальный анализ показал, что этот сбой естественного стоп-сигнала тесно связан с высвобождением в мозге нейропептида Y, который вырабатывается миндалиной во время стресса и подавляет активность латеральной уздечки. Это демонстрирует, как хронический стресс, тормозящий обычную реакцию мозга, ослабляющую удовлетворение от еды, приводит к типичной тяге к нездоровой пище и перееданию.