Ученые из Кёльнского отдела социальной психологии и медиа-психологии исследовали онлайн-контексты, в которых люди склонны себя идеализировать, и представили свою работу в Current Psychology.
Команда кельнского профессора психологии доктора Кая Каспара изучала, склонны ли люди идеализировать себя в интернете и в каких случаях. В онлайн-эксперименте участвовало 568 человек. Их случайным образом распределили по шести платформам:
- Онлайн-знакомства.
- Сетевые игры с состязаниями.
- Совместные онлайн-игры.
- Социальная сеть с друзьями.
- Социальная сеть с незнакомцами.
- Социальная сеть с рабочими контактами.
Люди должны были предоставить физические, демографические и психологические характеристики для реального образа Я (как они на самом деле видят себя) и идеального (какими они хотели бы быть), а также для онлайн-аватара (как они хотели бы представлять себя виртуально). Исследователи хотели выяснить, создают ли люди свой аватар более похожим на себя (реальное представление) или таким, каким бы они хотели быть (идеализированное представление).
Было обнаружено, что для большинства интернет-пользователей рост, масса тела, возраст и пол соответствуют реальному, идеальному и аватарному "я". Однако с психологическими характеристиками прослеживалась четкая тенденция приписывать аватару идеализированные качества. Люди представляли себя в Интернете более экстравертными, социально приемлемыми, сознательными и менее невротичными, чем они думали на самом деле.
Идеализированное самопредставление через аватары, по-видимому, является общим интернет-феноменом и связано больше с психологическими характеристиками, чем с внешностью. Особенно бросается в глаза сильная идеализация невротических наклонностей.
Кроме того, реальная разница между личностями была больше, чем между их аватарами. Это означает, что интернет-пользователи обычно не используют весь спектр их возможных дизайнов. Скорее, происходит ориентация на социальные нормы, поэтому их аватары больше похожи друг на друга, чем люди в реальной жизни.