Алан Смити снял больше фильмов, чем Вернер Херцог и Стивен Спилберг вместе взятые. Когда зрители перестали ходить на его фильмы, он умер. Но его и раньше не было.
Не все фильмы получаются такими, какими их представляли режиссеры. Иногда это сокращение бюджета, закулисные конфликты, вмешательство студии. Или, возможно, история была просто ужасной с самого начала. Понятно, что режиссеры часто не хотят, чтобы их связывали с этими фильмами, поэтому вместо этого они использовали псевдоним в своих титрах. Этот псевдоним – Алан Смити.
Послужной список Смити длиной в милю. На IMDb ему приписывают более 100 фильмов. Список включает в себя некоторые из самых отвратительных фильмов, о которых вы только могли подумать – пародии, пародии, ужасные кассовые промахи – а также имена, закрепившиеся в культовой классической истории, такие как «Дюна» Дэвида Линча (подробнее об этом чуть позже), «Знакомьтесь, Джо Блэк» (из-за тяжелого редактирования) и «Восставший из ада 4» (конфликты в студии, несколько режиссеров).
Все началось в 1969 году, когда режиссер Дон Сигел снимал фильм «Смерть стрелка». Первоначально фильм принадлежал Роберту Тоттену, но из-за того, что у него были разногласия с главным актером, фильм достался Сигелу. Однако, когда фильму пришло время выйти на экраны, ни один из режиссеров не хотел иметь с ним ничего общего. Гильдия режиссеров Америки собралась, чтобы попытаться найти решение. Они решили создать псевдоним: Алан Смит. Но, по словам покойного телевизионного режиссера Джона Рича, это было очень распространенное имя, и поэтому родился Аллен Смити (позже измененный на Алан Смити).
По иронии судьбы, «Смерть стрелка» получила теплые похвалы от критиков. «Режиссер Аллен Смити, – писал известный обозреватель фильмов Роджер Эберт в 1969 году, – имя, с которым я не знаком, позволяет его истории разворачиваться естественно. Он никогда не проповедует и никогда не останавливается на очевидном». С этого момента любой фильм, который считался «художественно скомпрометированным», заканчивался этим псевдонимом.
Еще одна причина, по которой псевдоним стал набирать популярность в киносообществе, связана с авторской теорией. «Авторская теория предполагала, что режиссеры были авторами любого данного фильма, и, таким образом, любая похвала или критика фильма, как правило, были направлены на режиссера и его выбор», объясняет административный и производственный менеджер Vancouver Film Боб Вулси. «В сочетании с появлением таких режиссеров, как Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг, авторская теория сделала режиссеров такими же знаменитыми, как и актеров в их фильмах».
Вулси продолжает: «По мере того, как режиссеры становились все более известными и могущественными, они ожидали полного творческого контроля над своими фильмами. Таким образом, всякий раз, когда студии вмешивались в окончательные версии фильмов, режиссеры убирали свои имена из проектов и заменяли их на Алана Смити».
По словам Тела К. Ганешана, кинопродюсера и дистрибьютора, есть несколько условий относительно того, когда можно использовать это имя. «Студии пришлось признать, что она взяла контроль над фильмом, например, у режиссера, прежде чем она смогла использовать это имя», говорит он. «Отречение от фильма как режиссера также требовало, чтобы режиссер оставался анонимным».
Одним из ярких примеров использования этого псевдонима в фильме является «Дюна» Дэвида Линча. До того, как Денис Вильнев познакомил современный мир со специями Арракиса, Линч попытался сделать то же самое в 1984 году. Но этот фильм был омрачен кошмарами перед съемками. Линч даже не был первым режиссером, которого наняли для этой работы. Такие имена, как Ридли Скотт и Алехандро Ходоровски, некоторое время всплывали на поверхность, прежде чем вызвали его.
Линч согласился быть режиссером только в том случае, если ему разрешат разделить книгу на две части. Но студия заставила его снять все за один раз. Вулси поясняет: «Изначально Линч предоставил монтаж, который длился более 3 часов. Студия заставила его резать и, естественно, получилась непонятная каша. В театральной версии фильма действительно было имя Линча, но последующий выпуск на телевидении был приписан Алану Смити».
В довершение всего были аварии, постановочные сложности, проблемы с таможней, пострадавшие животные и больные актеры. Этот фильм сейчас широко известен как культовая классика, но Линч считает его темным пятном на своей карьере.
Алан Смити почил в 2000-х, во многом благодаря фильму 1997 года «Фильм Алана Смити: Гори, Голливуд, гори». В этом кино парень, которого на самом деле зовут Алан Смити, снимает фильм, который студия перемонтирует, в результате чего получается ужас. Когда он решает, что хочет убрать свое имя из фильма, он понимает, что его имя совпадает с псевдонимом, который обычно заменяет его в титрах. И решает выкрасть и сжечь всё отснятое.
В довольно забавном примере жизни, подражающей искусству, режиссер «Фильм Алана Смити: Гори, Голливуд, гори» Артур Хиллер был настолько недоволен конечным продуктом, что в титрах его имя было заменено на Смити.
К этому моменту существование этого псевдонима стало общеизвестным, что сделало его смертельным поцелуем. «Зрители не пошли бы смотреть фильм Алана Смити, потому что знали, что режиссер, должно быть, был настолько недоволен проектом, что снял с него свое имя», поясняет Вулси. «Киноэнтузиасты гордились тем, что выяснили, кто на самом деле был режиссером этих фильмов, и режиссеры начали рассказывать закулисные истории о том, почему они использовали псевдоним».
Итак, имя Алана Смити было упразднено в 2000-х. Это имя до сих пор иногда всплывает в титрах (последний пример – «Ночные дозорные» 2018 года), но как правило, теперь псевдонимы выбираются индивидуально в зависимости от фильма.
Смити, вероятно, один из самых плодовитых режиссеров/сценаристов нашего времени. Его заслуги в киноиндустрии длинны, как ваша рука, охватывая множество жанров и десятилетий в различных качествах. Он самый печально известный режиссер, которого мир никогда не увидит, но его легенда будет жить вечно.