Никто в сфере финансов не думал, что март будет легким. Но не ждали и того, что придется продавать крупнейший британский банк, финансирующий стартапы Силиконовой долины, за фунт стерлингов. Последовавшее вскоре экстренное спасение второго по величине банка Швейцарии Credit Suisse порождает зловещее ощущение начала банковского домино.
Чиновники британских Минфина и Центробанка выступили посредниками в сделке с HSBC по покупке британского подразделения Silicon Valley Bank (SVB UK) за номинальную плату после краха калифорнийской материнской компании SVB, когда была раскрыта ее катастрофическая инвестиционная стратегия.
Безумные выходные, проведенные ведущими политиками и финансистами Британии, включая Риши Сунака (он участвовал в этой миссии из самолета, по дороге в США), министра финансов страны Джереми Ханта, главы Банка Англии Эндрю Бейли и Ротшильдов, в попытках спасти банк, от которого зависела большая часть британского технологического сектора, завершились экстренным пересмотром бюджета страны. Однако, по словам высокопоставленного чиновника Уайтхолла, это было просто «в некотором роде разминкой». Далее последовали дни почти постоянного общения с Банком Англии, чтобы избежать повторения банковского кризиса 2008 года, когда доверие к второму по величине кредитору Швейцарии, Credit Suisse, пошатнулось.
«Было гораздо больше беспокойства по поводу Credit Suisse и последствий краха Silicon Valley Bank на этой неделе, чем по бюджету», сказал чиновник. «Между звонками в час ночи и в 3 часа ночи в конференц-залах мы немного вздремнули. Обычная жизнь на это время была отменена».
Сделка в понедельник дала лишь передышку перед тем, как началась адская неделя. Европейский банковский индекс Stoxx, который измеряет движение основных банковских акций на континенте, упал на 5% в начале торгов в понедельник, лондонский индекс голубых фишек также ушел в минус.
«Тот факт, что у американского банка SVB возникли некоторые трудности, означал, что люди начали озираться и спрашивать: «Каковы другие слабые места в мире?», говорит Фредерик Карриер, британский руководитель отдела инвестиционной стратегии RBC Wealth Management. «Credit Suisse был пронизан противоречиями. Это было очевидным слабым местом, и заявление о некоторых нарушениях в бухгалтерском учете, а также о выводе депозитов из банка делало ситуацию ненадежной».
Признание Credit Suisse, что он обнаружил «существенные недостатки» в своей финансовой отчетности, имело огромное значение для мировых рынков. Хотя его активы под управлением намного меньше, чем до мирового финансового кризиса, он по-прежнему является одним из крупнейших кредиторов Швейцарии и крупным европейским банком, играющим значительную роль в инвестициях и некоторых финансовых инструментах. По данным аналитиков Morningstar Direct, всего за 3 дня этой недели, с понедельника по среду, чистый отток средств из управляемых фондов в США и Европе составил более $450 млн.
Некоторые высокопоставленные лица разожгли опасения, что проблемы в таких компаниях, как SVB и Credit Suisse, могут распространиться на весь финансовый сектор. Ларри Финк, исполнительный директор BlackRock, крупнейшей в мире компании по управлению активами, заявил в среду, что крах SVB может быть просто началом «медленно нарастающего кризиса» в финансовой системе США, когда «будут новые аресты и закрытия».
Между тем, экономист Нуриэль Рубини, получивший прозвище «Доктор Апокалипсис» (Dr. Doom) за предсказание финансового кризиса 2008 года, предупредил, что, хотя крах SVB оказал «волновой эффект» на финансовый сектор, любой потенциальный крах Credit Suisse может оказаться «мигом Леманов» (банкротством крупнейшего банка США Леман Бразерс, запустившим мировое финансовое цунами).
Хотя еще слишком рано говорить о долгосрочных последствиях этих чрезвычайных ситуаций, мировые лидеры вынуждены пытаться восстановить спокойствие.
Министры финансов и руководители центробанков изо всех сил стараются заверить рынки и широкую общественность в том, что хотя в банки, возможно, и придется вливать миллиарды, на этот раз все по-другому: мы не будем ввергнуты в очередной глобальный финансовый кризис.
Джо Байден выступил в понедельник, чтобы подчеркнуть, что «банковская система безопасна» и «ваши депозиты будут там, когда они вам понадобятся». Джанет Йеллен, министр финансов США и бывший центральный банкир, сказала то же Конгрессу в четверг, буквально повторив заверения президента: «Я могу заверить членов комитета в том, что наша банковская система остается здоровой и что американцы могут быть уверены, что их депозиты будут там, когда они им понадобятся».
Но хотя ничто не могло сравниться с очередями, которые наблюдались у британского банка Northern Rock в 2007 году, предвещая глобальный финансовый кризис, который годом позже привел к краху фирм с Уолл-Стрит Bear Stearns и Lehman Brothers, психологические шрамы, оставленные этими событиями, означают, что инвесторы и общественность теперь легко напугать перспективой банков в беде.
Финансовый кризис положил начало развитию событий, вынудивших центральные банки снизить процентные ставки до нуля или даже ниже в случае континентальной Европы. В Германии, например, инвесторы должны были платить за то, чтобы держать государственный долг, а не получать от него проценты.
Инфляция вернулась в прошлом году, чему способствовал всплеск экономической активности после пандемии и военные действия в Украине. Эпоха дешевых денег подошла к концу, поскольку центробанки начали повышать процентные ставки, чтобы снизить инфляцию, которая росла быстро и резко в 2022 году. Если они решат снова повысить ставки на этой неделе, это будет девятое подряд повышение ФРС и 11-е подряд – Банка Англии.
«Эра очень низких процентных ставок в обозримом будущем явно закончилась», говорит Фредерик Карриер.
И теперь банкам снова приходится обращаться за поддержкой к центральным банкам. На прошлой неделе у Федеральной резервной системы было заимствовано около $300 млрд. Почти половина, $143 млрд, пошла холдинговым компаниям двух крупных банков, обанкротившихся в последние дни, SVB и Signature Bank. ФРС не назвала банки, получившие вторую половину финансирования, и не сообщила, сколько их было.
Еще одним признаком опасений по поводу финансовой эпидемии стало то, что несколько крупных американских банков, включая Bank of America, Goldman Sachs и JP Morgan, объединили свои усилия, чтобы вложить $30 млрд в американского кредитора First Republic после опасений, что он может пойти по стопам SVB.
«Действия крупнейших банков Америки отражают их уверенность в банковской системе страны. Вместе мы направляем нашу финансовую мощь и ликвидность в более крупную систему, где она нужна больше всего», говорится в совместном заявлении банков в четверг.
Аналогичная тактика применяется в Европе. Ночью в среду Credit Suisse заявил, что возьмет кредит в размере 50 млрд швейцарских франков от швейцарского центробанка, что, как он утверждал, «превентивно укрепит его ликвидность». Рынки пострадали: цена акций упала на 30% и достигла рекордно низкого уровня в среду, прежде чем немного восстановиться после новостей о кредите.
В минувшие выходные Credit Suisse вел переговоры с более крупным конкурентом UBS, а также с регулирующим органом Finma и центробанком страны. По словам источников, варианты включали слияние при финансовой поддержке властей.
В пятницу министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил, что финансовая система страны стабильна и что это не повторение событий 2008 года.
Тем не менее рынки продолжает лихорадить: в пятницу акции Credit Suisse упали еще на 8%. Недавние проблемы швейцарского банка возникли после череды скандалов. Чуть более чем за два года он признался в мошенничестве с инвесторами в рамках скандала с займами мозамбикских «облигаций тунца», который привел к штрафу в размере более £350 млн, и был втянут в крах кредитора Greensill Capital и американского хедж-банка Archegos Capital.
Теперь американские инвесторы подают в суд, чтобы попытаться вернуть деньги, потерянные на ставках на банк, утверждая, что он завысил свои перспективы перед обвалом акций на прошлой неделе. Юридическая фирма Rosen, специалист по коллективным искам, подала жалобу в суд в Камдене, штат Нью-Джерси, в которой утверждается, что банк сделал «существенно ложные и вводящие в заблуждение заявления» в своем годовом отчете за 2021 год. Credit Suisse отказался комментировать иск.
В более широком смысле аналитики американского инвестиционного банка Keefe, Bruyette & Woods заявили, что распад банка был «наиболее вероятным решением», в то время как JP Morgan заявил, что продажа UBS может быть лучшим вариантом.
Тем не менее, несмотря на недели ночных телеконференций между центробанками и официальными лицами США, Европы и Великобритании, эксперты говорят, что мы не обязательно столкнемся с немедленным широкомасштабным финансовым кризисом, который вызывает глобальную рецессию.
«Глобальная финансовая система стала намного надежнее, чем в 2008 году», говорит Йон Даниэльссон, директор Центра системных рисков Лондонской школы экономики. «Государственные органы гораздо лучше понимают неопределенность и уязвимость, а финансовая система намного лучше поглощает потрясения. Вы можете многое бросить на нее, не выбрасывая ее из строя».
Тем не менее, политические вопросы, преследующие такие интервенции государства и центрального банка, вернулись.
Поддержка, оказываемая властями Великобритании и США банковскому сектору, уже вызвала вопросы о «моральной опасности» эффективной помощи технологам и венчурным капиталистам, включая миллиардера и соучредителя PayPal Питера Тиля, которые склонны критиковать большое правительство и государственный надзор. Пока их собственные деньги не оказываются в опасности.
И хотя деньги США, используемые для спасения вкладчиков, были взяты из денежного пула, который американские банки финансируют сами, эти деньги по-прежнему, по мнению некоторых экспертов, фактически являются деньгами налогоплательщиков под другим названием. «Это семантика, потому что это налог: правительство говорит банкам вкладывать деньги в фонд страхования вкладов. Это не бесплатные деньги», говорит Даниэльссон.