Начало Наука Как кофеин защищает от болезней сердца и сосудов

Как кофеин защищает от болезней сердца и сосудов

Как кофеин защищает от болезней сердца и сосудов

Хотя стимулирующее действие кофеина уже давно описано, группа канадских ученых, возглавляемая Ричардом Остином и Полом Лебдо, обнаружила, как он взаимодействует с важными клеточными факторами для удаления холестерина из кровотока. Исследование было опубликовано сегодня в Nature Communications.

Ученые выявили, что кофеин отвечает за запуск каскадного эффекта, который в конечном итоге понижает в крови уровень холестерина ЛПНП, считающегося "плохим". Его высокие показатели говорят о возросшем риске сердечно-сосудистых заболеваний. Было выяснено, что потребление кофеина связано со снижением в крови уровня PCSK9, белка, уменьшающего способность печени перерабатывать избыток холестерина ЛПНП. При его отсутствии через рецептор ЛПНП, находящийся на поверхности печени, может быть быстро выведено большее количество холестерина ЛПНП.

По мнению профессора Остина, эти результаты позволили понять механизм, благодаря которому кофеин и его производные способны снизить в крови уровень PCSK9 и тем самым уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний. Они показали, в частности, что эти вещества препятствуют активации белка SREBP2, который увеличивает экспрессию PCSK9 в печени и его перенос в кровь, а также участвует во множестве кардиометаболических заболеваний, например при диабете и жировой болезни печени.

"Эти результаты имеют широкое значение, поскольку они связывают это широко потребляемое биологически активное соединение с метаболизмом холестерина на молекулярном уровне, - отметил соавтор Остина Гийом Паре. - Это открытие было совершенно неожиданным и показывает, что обычная еда и напитки оказывают гораздо более сложные эффекты, чем мы думаем".

Исследователи изучают также дополнительные преимущества кофеина и его производных для здоровья, помимо тех, которые были отмечены в данном исследовании. "Очень интересно увидеть еще одну потенциальную клиническую пользу от кофеина", - заметил соавтор исследования, профессор Марк Тарнопольский, который ранее показал, что кофеин улучшает нервно-мышечную функцию.