Илон Маск согласился-таки завершить сделку, которую сам же и предложил, но потом передумал, и купить Твиттер. The Wall Street Journal озаглавил свою статью об этом неожиданном событии «В Твиттере Маск покупает ходячих мертвецов».
Всего за несколько дней до запланированного судебного разбирательства и после нескольких месяцев болезненных споров г-н Маск согласился в понедельник подать заявку на покупку Твиттера, который сам он однажды назвал умирающей платформой, по его первоначальной цене предложения в $54,20 за акцию, напоминает издание. Это гораздо дороже рыночной цены, зато с зашифрованным в этом предложении другим, сленговым «раскурим косячок?». У Илона Маска своеобразное чувство юмора, и иногда его шутки обходятся ему довольно дорого. Но на то он и самый богатый в мире человек. Акции Твиттера выросли на 22% к закрытию вторника после того, как средняя скидка на цену предложения составила 24% с момента первого объявления о сделке 25 апреля.
Для человека, который сильно публично критиковал скорость и направление инноваций в своей любимой соцсети, кажущийся внезапным поворот вспять является удивительной капитуляцией перед статус-кво. По неизвестным на данный момент причинам Маск не только будет владеть предположительно переполненной ботами сетью, которую он высмеивал последние несколько месяцев, но и заплатит за нее с премией.
Его несвоевременное первоначальное предложение было сделано в разгар резкого обвала на рынке онлайн-рекламы: акции материнских компаний Гугла, ФБ и Снапчата упали в среднем на 34% с момента объявления о сделке с Твиттером. Но есть и хорошие новости.
«Твиттер умирает?», – написал Маск в Твиттере в апреле. Однако всё наоборот: исследование Pew Research недавно показало, что, хотя Твиттером пользуется менее четверти взрослых американцев, на него в значительной степени полагается в своей работе почти 70% американских журналистов. К добру это или к худу, но Твиттер – это место, куда американцы приходят, чтобы узнавать последние новости. Сам факт, что г-н Маск решил задать свой вопрос в Твиттере, где у него более 100 миллионов подписчиков, говорит: Илон Маск знает, что сервис жив, по крайней мере, как общественная служба. С тех пор он предположил, что в случае успеха у Твиттера может быть более миллиарда пользователей через 5-10 лет.
Но этот твит, как отметил главный исполнительный директор Параг Агравал в замечательно уравновешенном тексте, обнародованном в недавних судебных документах, не принес Твиттеру никакой пользы как бизнесу, особенно от человека, который в то время вел переговоры о вступлении в правление компании. Для рекламной платформы, которая уже отстала от других подобных соцсетей, ситуация, возможно, только ухудшилась с тех пор, как в дело вмешался г-н Маск.
Совокупная онлайн-реклама для Гугла, ФБ, Амазона, Твиттера, Снапчата и Пинтереста выросла всего на 8% в годовом исчислении во втором квартале, отражая замедление на 20% всего за шесть месяцев. Твиттер и ряд других глобальных соцсетей приостановили прием на работу и увидели, что их собственный рост доходов сократился, поскольку давление рецессии особенно сильно ударило по глобальным рекламным компаниям в интернете.
Но подвергать сомнению истинный размер пользовательской базы Твиттера, разжигая внутренние раздоры и выступая за снятие ограничений на и без того вызывающей споры платформе, вряд ли можно найти путь к сердцам рекламодателей.
Если мистер Маск думает, что покупает зомби, ему лучше надеяться на триллер. Даже при том, что его финансы скрыты от посторонних глаз, частный Твиттер должен будет доказать прибыльность бизнеса, хотя бы для того, чтобы покрыть значительную финансовую поддержку, которую заручился г-н Маск. Так что, если он, наконец, совершит сделку – в чем все еще нет уверенности, учитывая его репутацию, – самый богатый человек в мире скоро узнает, что купить самый громкий мегафон в мире будет намного проще, чем эксплуатировать его.