Начало Наука Головной мозг защищен лучше, чем считалось ранее

Головной мозг защищен лучше, чем считалось ранее

Головной мозг защищен лучше, чем считалось ранее

Исследователи с удивлением обнаружили четвертую менингеальную оболочку в мозге мышей и людей, которая может играть важную роль в иммунной защите.

Мозг защищен менингеальными оболочками. Все три - твердая, паутинная, мягкая - вплотную прилегают друг к другу, а субарахноидальное пространство между двумя последними содержит цереброспинальную жидкость (ликвор).

Теперь команда под руководством Кьельда Мёльгорда из Копенгагенского университета и Майкена Недергаарда из Рочестерского университета обнаружила в ходе экспериментов на мышах четвертый защитный слой, пронизывающий субарахноидальное пространство, о чем сообщается в Science.

Сначала исследовательская группа хотела изучить, как спинномозговая жидкость движется через мозговые оболочки и промежутки между ними. Для этого в ликвор живых мышей был добавлен флуоресцентный маркер. Ученые проследили путь жидкости с помощью двухфотонной микроскопии. Используя другой метод, они сделали видимыми коллагеновые волокна. Оба эти вещества являются компонентами ранее известных мозговых оболочек.

Однако специалисты обнаружили также компоненты между мягкой мозговой оболочкой, лежащей на коре головного мозга, и паутинной. Недавно найденная субарахноидальная лимфатическая мембрана была обнаружена в составе цереброспинальной жидкости. Эта мембрана непроницаема для большинства белков, таких как бета-амилоиды, связанные с болезнью Альцгеймера.

Таким образом четвертая мозговая оболочка может отделять «чистую» спинномозговую жидкость от «грязной» и тем самым играть важную роль в лимфатической системе мозга. Пер Кристиан Эйде, нейрохирург из Университета Осло, называет это исследование новаторским:

Транспортировка ликвора в субарахноидальном пространстве, похоже, организована лучше, чем мы думали раньше.

Но это, вероятно, не единственная функция структуры, тонкой, как шелковое волокно: она также содержит иммунные клетки. Кроме того, субарахноидальная лимфатическая мембрана, вероятно, служит скользящим слоем для уменьшения трения между черепом и мозгом.